Статьи и рассказы о городе Днепропетровске
Старый Новый год
Старый Новый год — это праздник, который получился в результате смены летоисчисления.
Традиция отмечать Старый Новый год идет от расхождения юлианского календаря (или иначе календаря «старого стиля») и григорианского календаря - того, по которому сейчас живет практически весь мир. Расхождение календарей составляет 13 дней.
Отмечают Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января после 1918 года, когда было введено новое летоисчисление. Когда-то этот день приходился на 1 января.
Это отчасти связано с тем, что Русская православная церковь продолжает встречать и Обрезание Господне (до 1918 совпадавшее с гражданским Новым годом), и Рождество Христово, как и все церковные праздники, по юлианскому календарю. При этом современный Новый год выпадает на предрождественский пост.
Таким образом, в ночь с 13 на 14 января каждый может позволить себе «допраздновать» самый любимый праздник.
Нередко под Старый новый год происходят очень странные события, когда люди вдруг открывают в себе и окружающих доселе неизвестные стороны характера.
В народе верят, что в ночь с 13 на 14 января вернее всего сбываются гадания.
В древнерусском календаре этот день был посвящен Василию Великому и назывался Васильев день. Этот день считался очень важным с точки зрения его влияния на весь последующий год.
Нередко под Старый новый год происходят очень странные события, когда люди вдруг открывают в себе и окружающих доселе неизвестные стороны характера, и у них происходит как бы раздвоение личности.
Возможно, это обусловлено и тем, что сам Старый Новый год – это некое раздвоение одного праздника, а возможно, и зовом далеких предков, которые именно в эту ночь встречали когда-то Новый год. Но факт остается фактом: что-то необычное в ночь с 13 на 14 января в людях все-таки происходит...
Его встречают чаще в узком кругу семьи, реже с друзьями. Праздничный стол, нарядная одежда, свечи, гадания и колядки.
В новогодние пироги запекают маленькие сюрпризы: монетки, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца. Особенно радуются найденному кольцу, что сулит большую удачу.
Старый Новый год особенно популярен в бывших республиках Советского Союза.
Празднование Старого Нового года в Белоруссии
Вечер перед Новым годом называется Щедрым вечером. Это название праздник получил от щедрой кутьи - обрядовой еды, которая готовиться на Новый год. В отличие от «постной» (6 января по новому стилю) это кутья действительно была щедрой: на стол ставились жареные колбасы, свеженина, сыр, яичница, блины с подливкой, кровянка. В центре новогодней обрядовой еды находилось мясо свиньи, которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ урожайности.
Каждая хозяйка стремилась наготовить к Щедрому вечеру как можно больше блюд, потому что, согласно стародавнему поверью, как человек проводит старый год и встретит новый, таким будет для него и весь наступающий год.
На богатую кутью, когда уже все праздничные блюда стояли на столе, хозяин открывал окно или двери и приглашал на праздничный ужин мороз, стремясь тем самым подействовать на силы природы: «Мароз, мароз! Хадзi куццю есцi! Улетку не бывай, бо мы будзем цябе бiцi жалезнымi пугамi!» (Мороз! Мороз! Приходи отведать кутьи! Не приходи летом, иначе мы побьем тебя железными хлыстами) Хозяйка тоже, набрав ложку кутьи и подойдя к окну, должна была постучать и обратиться к морозу: «Мароз, мароз, хадзi куццю есцi, каб не марозiу расады, агуркой, гарбузоу, морквы, буракоу i усяго, што мне трэба пасеяць» (Мороз, мороз, приходи отведать кутьи, чтобы не морозил рассаду, огурцы, кабачки, морковь, свеклу и все, что мне нужно посеять).
Для того, чтобы куры неслись дома, а не по чужим дворам, после праздничного ужина приносили в дом обруч, выкладывали в него остатки ужина (особенно - кутьи) и кормили в этом обруче кур.
Встреча Нового года обязательно сопровождалась щедрованием. Щедровщики (группки молодежи по 5-7 и больше человек) обходили все дома в деревни, поздравляя хозяев с праздником песнями, в обмен на которые хозяева должны были угостить колядующих.
Центральным «действующим лицом» щедрующей компании была «коза» - подвижный, способный к танцам парень, одетый в вывернутый кожух. Он держал в руках сделанную из дерева или бумаги голову козы. «Козу» сопровождал поводырь, который был должен уметь складно говорить. Поводыря, или «деда» одевали в старую одежду, приделывали ему бороду из пеньки, давали в руки посох. Остальные поддерживали главных действующих лиц.
В народе верят, что в ночь с 13 на 14 января вернее всего сбываются гадания. Вместе с тем, Белорусская православная церковь призывает молодых людей отказаться от традиции святочных гаданий, которые противоречат православной вере. О благополучном замужестве девушки должны возносить молитвы канонизированным православным святым, которые традиционно являются покровителями счастливых супругов - Андриану и Наталье, Петру и Февронии.
Абхазский Старый новый год
Ажьырныхуа – День сотворения мира
празднование Старого нового года в Абхазии называется Ажьырныхуа – День сотворения мира, обновление. Этот день в Абхазии является праздничным и нерабочим.
Хечхуама (в переводе с абхазского - Старый новый год) – Языческий праздник. По традиции в этот день режут петухов и коз.
Этот ритуал связан с жертвоприношением Шашвы - одного из наиболее почитаемых абхазами божеств - покровителя кузнецов. Праздник жертвоприношения Шашвы для современных абхазов постепенно приобрел статус «настоящего» Нового года, хотя с удовольствием отмечается и Новый год с 31 декабря на 1 января.
Хечхуама собирает под кров семейного святилища – кузницы всех родственников по отцовской линии. Представители чужих родов – жены и невестки остаются дома. В жертву приносится ритуально чистый холощеный козел или не покрытая коза белой масти, а также по одному петуху, по числу участников ритуала.
Старый Новый год в Сербии и Черногории, как и в России, отмечают в ночь с 13 на 14 января.
Именно в эту ночь он наступает по старому, юлианскому календарю, которого придерживается и Сербская православная церковь наряду с Грузинской и Иерусалимской.
Что интересно, еще старый Новый год празднуют в Швейцарии. Жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу Папы Римского Григория и до сих пор отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января.
Любители присваивать международные обычаи исключительно себе, сербы называют этот праздник «Сербский Новый год» или Малое Рождество.
Малое Рождество совпадает с Днём св. Василия. Во многом, это предопределяет характер праздника. Иногда сербы в этот день вносят в дом "бадняк" - одно из двух поленьев, которые они заготовили в сочельник для Рождества и Малого Рождества.
Готовят на Старый Новый год василицы: круглые пироги из кукурузного теста с каймаком - сливками, створоженными как сыр. Иногда готовят другое блюдо из кукурузного теста - попареницу.
Старый Новый год в Сербии, как и в России, отмечают в ночь с 13 на 14 января. Именно в эту ночь он наступает по старому, юлианскому календарю, которого придерживается и Сербская православная церковь наряду с Грузинской и Иерусалимской.
Что интересно, еще старый Новый год празднуют в Швейцарии. Жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу Папы Римского Григория и до сих пор отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января.
Старый Новый год в Украине
Украинские Святочные Колядки гораздо старше, чем Римские и другие маскарады, которые ориентированы на культ Солнца и принадлежат к более позднему, вторичному, культурно-историческому кругу. Украинские ходжения с Козой совсем другого типа.
Считается, что этот обряд пришел к нам еще из дохристианских времен, ведь наши пращуры встречали Новый год не зимой, а весной и потому обряд посевания связан с надеждами на добрый урожай. Посевали большей частью дети, причем щедрее всех одаривали тех, кто пришел в дом первым. Существовали, кроме посевателей-одиночек, целые посевальничьи группы. В таком случае этот интересный обряд превращался в настоящий спектакль, где главными действующими лицами были Василий, Меланка, цыган и др.
Если на Сочельник (6 января) готовили Богатую кутью, то на Меланки (13 января), день что предшествует Василию, или же Новому году по старому стилю - Щедрую, которую заправляли смальцем. Именно поэтому этот вечер и называется Щедрым.
К ужину, как и на Сочельник садится вся семья. Очень важно, чтобы одежда в этот день была тщательно выстиранной и чистой. После ужина надо обязательно зайти к соседям и попросить один у одного извинения за возможную вину друг перед другом, чтобы Новый год встретить в мире и согласии.
Вечер накануне Нового года дает шанс и тем парням которые потерпели неудачу во время сватанья. Именно в этот вечер можно сделать вторую попытку. Правда, для этого нужно застать девушку дома, а это очень тяжело, так как по селу уже ходят девичьи ватаги щедровальников. Щедровать девчата могли лишь под окнами домов и то лишь ближе к концу Щедрого вечера, то есть к полуночи.
Особенного внимания заслуживают девичьи гадания. Что только не делали представители слабой половины, лишь бы узнать, что же готовит им капризная судьба. Попробуйте, хотя бы такое: перед сном положите под подушку гребешок, при этом приговаривая: «Суженый мой ряженый, расчеши мне голову!» Тот, кто во сне будет чесать голову, тот и будет Вашим суженым.
Если выйти на двор в полночь, то можно почувствовать, как новый год прогоняет старый. В первый день Нового года наиболее распространенным был, и сейчас остается, обряд посевания.
На Гуцульщине Новогодняя Ночь - праздник Печи. "Целый год Она делает Службу, а на Василия идет в Танец, Она себя отдает".
Поэтому Ее красиво вымазывают на Маланку, чтобы не проклинала, что не мазаная: "Щедрик Щедрик Щедривочка".
Никто не спит на Ней той Ночи, ни садится, "потому что тяжело Ей танцевать" - "Пусть Ночь отдохнет".
На Печь кладут Овес "на Каравай, так, как и у нас на Свадьбе, и Ей дает сия Овса, как себя отдает".
(Источник: Михаил Грушевский. История украинской литературы. Т. 1.)
Ворожат преимущественно так же, как на "Андрея" ворожили:
Судьба. Утром на Екатерину 7 декабря, к восходящему солнцу Девушка идет в садик и срезает веточку вишни. В доме Девушка ту веточку ставит в бутылку с водой и ожидает праздника Меланки, 13 января. Если к Меланке вишня зацветет - хороший знак, потому что и Судьба девичья будет цвести. Засохнет веточка без цвета - плохой признак. В этом случае под "судьбой" Девушки понимают брак: есть цвет на веточке - будет Свадьба, нет - осенью на Покров придется Сени умолять: " Покривонько, покрой мою головушку".
Бегают под окна слушать.
Спрашивают проходящиих Мужчин: "Дяде, как Вас звать?"
Бросают через Дом сапоги - куда упадет сапог носком, туда и замуж выйдет.
Перечисляют колья в плети: "Вдовец, Молодец ..." Девушки-гуцулки завязывают себе глаза платком и ощупью считают кол в плети до девяти. Девятый перевязывают платочком и утром смотрят: ровный, красивый - Жених такой будет, а как кривой, горбатый, то и "Судьба" кривая!
На Гуцульщине кормят кота Варениками, как на "Андрея" пса кормили, чтобы узнать: "Которая из нас первая Замуж пойдет?"
Мистерии с Хлебом: Маланка и Василий.
На Щедрый Вечер выпекают особенные Хлеба - "Маланку" и "Василия". В Новогоднюю Ночь они лежат на Святочном столе друг на друге... На Маланку Хозяйки тщательным образом прихорашивают, подбеливают Печь, потому что в Святочную Ночь Она танцует, отдается. Этой ночью не спят на Печи и не топят ее, чтобы Маланци было где переночевать со своим Мужчиной.
Как только Женщина замесит Кадку для выпекания обрядового Новогоднего Хлеба, не моя руки от теста, идет вместе с Мужчиной пугать деревья, которые плохо родят. Мужчина несет топор, или палку, Женщина перевесла из дидуха (соломы на полу от Святого Вечера). Подошедши к дереву, Мужчина трижды стучит по нему обухом топора или палкой и говорит: "А чего ты, Грушо, не родила? Я тебя срубаю, изрублю!" Или: "Не будешь родить, буду рубить, а будешь родить, буду уважать". За дерево отвечает Жена: "Не руби меня, а перевеслом подпояши, я тебе еще пригожусь". После этого Женщина обтирает руки от теста о дерево и перевязывает его перевеслом. В народе верят, что после этого дерево испугается и обязательно даст хороший урожай. На Маланку, особенно в Новогоднюю Ночь, растения понимают человеческий язык, а животные сами разговаривают по-человечески.
В этот день за Скотом ухаживают очень тщательно, хорошо кормят, чистят, ласкают. Животные в Святочную Ночь могут жаловаться Богу на тех Хозяев, которые плохо с ними обходятся.
Среди нашего народа существует поэтическое поверье, что для набожных людей Новогодняя Ночь "раскрывает Небо, и они могут просить в Святых все, что им захочется: превращение воды в вино, камня - в хлеб, глины - в мед".
У Гуцулов Хозяин, или Хозяйка, в мужней шапке выходит с хлебом к воде, окунает трижды хлеб в воду. Набирая воды в ковшик, приговаривает: "Не беру воду, но Мед и Вино". Придя с тем в Дом, возлагает хлеб на голову Домашним, приговаривая: "Абисьте были такие величественные как Василий Величний". В ковшик в воду бросает несколько монет, и той водой уторм все умываются по старшинству. Это приносит материальный успех на целый Год.
Старый Новый год на Слобожанщине Девушки раскладывают очаг на берегу реки, на льду прорубают полынью и ожидают, чтобы хорошо разгорелся огонь. Когда очаг разгорелся, каждая из Девушек берет тлеющую головню и бросает ее в полынью: затрещит огонь на воде - за богатого замуж пойдет, только "пшикнет" головня и не затрещит - за бедного!
Девушки в эту Ночь собирают "Чудесное" зелье "Нечуй-вітер". Кто его найдет, - а растет оно в таких местах, что только Ведуньи знают, - тот может сделаться "неслышным и невидным".
На Левобережье о "Нечуй-ветре" существует поверье, что это Зелье растет зимой по берегам рек и озер и что его можно собирать начиная с 13-го декабря. А в Ночь на Нового Года, это Зелье имеет наибольшую силу; однако зрячие люди не могут его найти. Нужно просить слепых, потому что именно они чувствуют присутствие "Нечуй-вітру" - он им глаза колет. Это зелье будто помогает переправляться через реки и является полезным для Рыбаков.
На "Меланку" наряжается Парень, который умеет "штуки выкидывать", - хорошо шутит.
"Меланка" имеет свой "почет", сама не ходит! Почет не кой-какой: Пахарь с ручками от плуга, Севальщик с сивнею через плечи, Дед с арапником, Медведь, Коза, Журавль, Цыган, Цыганка и Черт с рожками.
Все это - в тулупах кверху шерстью, в машкарах, лохмотьях, подрисованное белой глиной, замазанное сажей, из клочьев сделаны бороды, усы, патлы ... Одним словом - кто как сумел!
Ватага двигается Селом с шутками, возгласом, смехом. "Цыганка" пристает ворожить, "Цыган" - кони менять, "Медведь" танцует, "Коза" играет на скрипке, а "Журавль" - самый высокий парень в Селе - выбивает в бубен.
Дети толпами бегают за Холостяцкой "Меланкой", но и Старики не раз выбегают на улицу, чтобы посмотреть на Веселую кумпанию ...
Тексты Святочных Колядок:
На Херсонщине:
А в Полі-полі сам Господь ходив
Сам Господь ходив Зерно розносив
Діва Марія Бога просила
Уроди Боже Жито-Пшеницю
Жито-Пшеницю всяку Пашницю
Сію-вію-посіваю з Новим Роком поздоровляю
Будьте здорові з Новим Роком і з Василем
Дай Боже!
На Киевщине:
Сію-вію-посіваю з Новим Роком поздоровляю
На Щастя на Здоров’я та на Новий Рік
Щоб уродило краще як торік
Жито-пшениця і всяка Пашниця
Коноплі під стелю на велику куделю
Будьте здорові з Новим Роком та з Василем
Дай Боже!
На Подольи:
Сійся-родися Жито-пшениця всяка Пашниця
На Щастя на Здоров’я та на Новий Рік
Щоб уродило краще як торік
Коноплі під стелю а Лен по коліна
Щоб вас хрищених голова не боліла
Будьте здорові з Новим Роком
Дай Боже!
На Буковине:
Сійся Жито-пшениця всяка Пашниця
На цей Новий Рік щоб ся вродило ліпше як торік
Дай вам Боже в Щасті в Здоров’ї почекати
Від Нового Року до Богоявління
Від Богоявління — до Ста літ
Поки Пан Біг назначить Вік!
Дай Боже!
На Гуцульщине:
Сійся-родися всяка Пашниця Жито-Пшениця
Ячмінь-овес-гречка Горох-сочевиця
Та на цей Новий Рік най Вам дасть Господь Бог
Щобисьте біди-смутку не знали
В Щастю Здоров’ю Многі Літа проживали
А по смерті Царство Небесне оглядали
Гаразд Вам мир Божий зо всіма Вами!
( Источник: Этнографический очерк О. Воропая, Мюнхен 1958)
Комментарии пользователей
|
|
|
|