Статьи и рассказы о городе Днепропетровске
"Наш Гамлет" в постановке Театра 19 на днепропетровской сцене
В начале спектакля Театра 19 хотелось прошептать слова английского актера и режиссера Лоуренса Оливье: "Это не Гамлет, как вы понимаете, так что нечего капать мне в ухо".
Но Игорь Ладенко, как режиссер одаренный, решился "замахнуться на Вильяма нашего Шекспира", и спектакль свой он назвал "Наш Гамлет". Роль Гамлета Ладенко вполне логично поручил Сергею Бабкину, удивительному актеру, неоднократно посещавшему Днепропетровск с концертами и квартирниками.
Странно выглядят на сцене курящие Гертруда (артистка Наталья Иванская) и Клавдий (артист Олег Дидык),
Розенкранц (Юрий Николаенко), постоянно таскающий за собой клетку с белой подопытной крысой, именуемой Гильденстерном. И вообще, с шекспировско - пастернаковским текстом в спектакле обращаются вольно. И не совсем понятен жанр пьесы - то ли это фарс, то ли комедия, а в оригинале ведь - трагедия... А еще странно выглядят две ванны при минимуме декораций - то ли это ванны яда, собранного по всему Эльсинору, то ли чистый ручей, в котором утонула сумасшедшая Офелия. Но зачем-то они нужны были, это точно.
В спектакле "Театра 19" Гамлет не читает свой монолог. Сергей Бабкин, играющий Гамлета, только подходит к авансцене, молча шевелит губами, как бы намекая на знаменитый монолог, но также молча уходит...
Не заслужили зрители выслушать монолог, или духа у Бабкина не хватило, или все уже сказано - ведь после Смоктуновского и Высоцкого тема "Быть - не быть" закрыта. (А ведь были еще Василий Качалов, Михаил Чехов (не путать с Антон Павловичем), Анатолий Солоницын, Олег Янковский, Дмитрий Певцов, Евгений Миронов, а еще Сара Барнар!). Английскими Гамлетами были Эдмунд Кин и Лоуренс Оливье (но, увы, кто их видел?). А каким был бы Гамлет Аллы Демидовой?
А может, вопрос "Быть или не быть" и не актуален нынче? Нет проблемы предательства, ибо - "ничего личного", нет проблемы власти - убивай, и становись королем - все просто! Так что не надо красивых слов - все понятно и так!
А возможно, у этого Гамлета и нет никаких сомнений - он знает наверняка, что отомстит всем - и своему дяде-убийце и блуднице-мамаше, да и малолетней дурехе Офелии, заодно.
В начале спектакля все персонажи еще живы и веселы, выстроясь в рядок у авансцены, в конце - все в пиджаках (читай - гробах), сидящие у самой задней кулисы.
Сцена дуэли на отравленных ядом пиджаках вместо шпаг (не аналогия ли с драками наших депутатов в их "Бриони"?). Постепенно все персонажи надевают эти пиджаки (или деревянные костюмы?):
Итак, король приготовил для верности ещё одну западню — поставил кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот захочет пить. Глупый обманутый Лаэрт ранит Гамлета, они меняются пиджаками (рапирами), Гамлет ранит Лаэрта. Гертруда выпивает отравленное вино за победу Гамлета и погибает. Лаэрт признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен…»
Гамлет отравленным клинком (пиджаком) поражает короля, И сам умирает. Горацио хочет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем, но не судьба.
Итак - все кончено... Финита ля комедия. Вся датская королевская верхушка ушла в закулисье. В живых остаются лишь слабоумный Горацио (артист Сергей Савлук) и Фортинбрас, лишь для того, чтобы расказать миру эту историю.
Стоило ли мстить, или спокойнее для всех было бы забыть о страшном братоубийстве, и жить дальше? Может быть, это и есть ответ на вопрос "Быть или не быть"?
А итогом просмотра спектакля стало неудержимое желание перечитать текст трагедии. Наверное, так и должно быть.
Тем более, что впереди новогодние праздники, и время для "нашего" Шекспира можно найти при желании.
А спектакль "Наш Гамлет" в постановке Театра 19 - это предновогодний подарок днепропетровским театралам. Ведь подарки и хороши своей непредсказуемостью.
Текст: prodnepr.dp.ua
Подробный фотоотчет о постановке Театра 19 в Днепропетровске смотрите в разделе ФОТОГАЛЕРЕЯ
Комментарии пользователей
|
|
|
|