Статьи и рассказы о городе Днепропетровске
Великие днепропетровцы: Елена Блаватская
Биография Елены Петровны Блаватской.
Родословная Елены Петровны Блаватской с материнской стороны восходит через Михаила Черниговского к основателю государственности на Руси — Рюрику.
Прямым предком Е. П. Блаватской, по материнской линии, был Сергей Григорьевич Долгорукий (видный дипломат своего времени) — брат Алексея Григорьевича Долгорукого, члена Верховного Тайного Совета при Петре II. Сергей Григорьевич был прадедом Елены Павловны Фадеевой-Долгорукой (бабушка Блаватской) и прапрадедом Елены Петровны Блаватской.
Прадед Елены Блаватской, князь Павел Васильевич Долгоруков (1755—1837), генерал-майор времен Екатерины Великой, был награждён высшей военной наградой Орденом Святого Георгия и являлся товарищем и сослуживцем Кутузова. Некоторые авторы считают, что П. В. Долгоруков был известным масоном и розенкрейцером и даже, по слухам, встречался с Калиостро и графом Сен-Жерменом.
Дочь Павла Васильевича и Генриетты Адольфовны, княжна Елена Павловна, бабушка Е. П. Блаватской, получила многостороннее домашнее образование, знала 5 иностранных языков, занималась археологией, нумизматикой, ботаникой. Гербарии Фадеевой и её рисунки различных растений, которые в настоящее время хранятся в архиве Академии наук, были известны многим учёным и вызывали их восхищение. Елена Павловна состояла в научной переписке с немецким учёным Александром Гумбольдтом, английским геологом, основателем Географического общества Родриком Мэрчисоном, шведским ботаником Христианом Стевеном.
В 1813 году княжна Елена Павловна вышла замуж за Андрея Михайловича Фадеева, государственного чиновника, впоследствии — тайного советника, губернатора Саратова и Тифлиса, чья родословная восходит к русским столбовым дворянам и лифляндским немцам фон Краузе. Прадед Андрея Михайловича — Петр Михайлович Фадеев, был капитаном армии Петра Великого. У Елены Павловны и Андрея Михайловича было четверо детей: старшая дочь — Елена Ган — известная писательница (её называли русской Жорж Санд), мать Елены Петровны Блаватской, Веры Петровны Желиховской и Леонида Ган; сын — Ростислав Фадеев — генерал, военный писатель и реформатор; дочь Екатерина Андреевна — мать видного русского государственного деятеля Сергея Юльевича Витте; дочь — Надежда Андреевна, активный член Теософского общества.
По линии своего отца — Петра Алексеевича Гана, Елена Петровна Блаватская принадлежала к прибалтийскому немецкому роду Ган.
Детство и юность Елены Блаватской
Елена Петровна Блаватская родилась в ночь на 31 июля (по новому стилю 12 августа) 1831 года в Екатеринославе (с 1926 года — Днепропетровск) в семье известной писательницы того времени Елены Андреевны Ган (Фадеева) и офицера конной артиллерийской батареи Петра Алексеевича Гана.
Из-за служебного положения отца семье приходилось часто менять место жительства. Так, через год после рождения Елены семья переехала в Романково (в настоящее время входит в состав Днепродзержинска), а в 1835 году — в Одессу, где у Елены появилась сестра Вера — будущая писательница Желиховская. Далее семья побывала в Туле и Курске, а весной 1836 года прибыла в Петербург, где проживала по май 1837 года. Из Петербурга Елена Петровна с сестрой, матерью и дедом — Андреем Михайловичем Фадеевым, едут в Астрахань, где Андрей Михайлович был главным попечителем над калмыцким народом и тамошними немцами-колонистами.
В 1838 году мать с маленькими девочками уезжает в Полтаву, где Елена стала брать уроки танцев, а мать стала обучать её игре на пианино. Весной 1839 года из-за ухудшения здоровья Елены Андреевны семья переехала в Одессу. Там Елена Андреевна нашла для детей гувернантку, которая обучала их английскому языку. В ноябре, после того, как деда — Андрея Михайловича, по одобрению Николая I назначили губернатором в Саратов, к нему переехала Елена Андреевна с детьми. В Саратове, в июне 1840 года у неё родился сын Леонид. Елене Петровне тогда исполнилось девять лет.
В 10 лет Елена приступила к изучению немецкого языка.
В 1841 году семья снова возвращается на Украину, а 6 июля 1842 года Елена Андреевна Ган, мать Елены Петровны, тогда уже известная писательница, на двадцать восьмом году жизни умирает от скоротечной чахотки.
После смерти матери дедушка — Андрей Михайлович и бабушка — Елена Павловна, забрали детей к себе в Саратов, где у них началась совсем другая жизнь. Дом Фадеевых посещала саратовская интеллигенция, среди которой были историк Н. И. Костомаров и писательница Мария Жукова. Воспитанием и образованием детей теперь занималась бабушка и ещё три учителя, поэтому Е. П. Блаватскя получила солидное домашнее образование. Любимым местом в доме для Елены стала бабушкина библиотека, доставшаяся Елене Павловне от своего отца. В этой обширной библиотеке Елена Петровна особое внимание уделяла книгам по средневековому оккультизму.
Из Саратова, в 1847 году, семья перебралась в Тифлис (ныне Тбилиси, Грузия), где Андрею Михайловичу предложили должность в совете главного управления Закавказского края.
В юности Елена вела светский образ жизни, часто бывала в обществе, танцевала на балах и посещала вечера. Но в возрасте 16 лет с ней произошла внутренняя перемена, и она стала ещё глубже изучать книги из прадедовской библиотеки.
В Тифлисе зимой 1848/49 Елена Петровна, желая обрести полную независимость, заключила фиктивный брак с человеком намного старше её — вице-губернатором Еревана Никифором Владимировичем Блаватским. 7 июля 1849 года состоялось их венчание. Вскоре после свадьбы, сбежав от мужа, Е. П. Блаватская вернулась к своим родным, а от них, направляясь в Одессу, из порта Поти на английском паруснике «Коммодор» уплыла в Керчь, а затем в Константинополь, где встретив русскую графиню Киселеву, отправилась с ней в путешествие по Египту, Греции и странам Восточной Европы.
Годы странствий
Следующий период жизни биографы Е. П. Блаватской описывают с затруднением, так как сама она дневников не вела, и никого из близких, кто мог бы рассказать о ней, рядом не было. В целом представление о маршруте и ходе путешествий основывается преимущественно на собственных воспоминаниях Блаватской, которые местами содержат хронологические противоречия. Н. А. Фадеева сообщает, что из родственников один отец знал, где находится его дочь, и периодически высылал ей деньги.
Известно, что в Каире Е. П. Блаватская встретила американца Алберта Росона, в ту пору ещё студента, изучавшего искусство. После смерти Е. П. Блаватской А. Росон, будучи уже доктором богословия и доктором права в Оксфорде, описал их встречу в Каире. По словам Росона, тогда Е. П. Блаватская рассказала ему о своём участии в работе, которая когда-нибудь послужит раскрепощению человеческой мысли. Росон отмечал:
«Её отношение к своей миссии было в высшей степени безличностное, ибо она часто повторяла: „Не мой это труд, но пославшего меня“».
Покинув Ближний Восток, Е. П. Блаватская вместе со своим отцом, как она сама сообщала, отправилась в путешествие по Европе. Известно, что в это время она брала уроки игры на фортепиано у Игнаца Мошелеса, известного композитора и пианиста-виртуоза, а позже, зарабатывая на жизнь, дала несколько концертов в Англии и других странах.
Покинув Англию, Е. П. Блаватская отправилась в Канаду, затем в Мексику, Центральную и Южную Америку, а оттуда направилась в Индию, куда прибыла в 1852 году. Елена Петровна вспоминала, что «Пробыла там около двух лет, путешествуя и каждый месяц получая деньги — понятия не имея, от кого; и добросовестно следовала по маршруту, который мне указывали. Я получала письма от этого индуса, но ни разу не видела его за два эти года».
Прежде чем покинуть Индию, она попыталась проникнуть через Непал в Тибет, но вмешательство британского представителя расстроило её планы.
Из Индии Е. П. Блаватская снова вернулась в Лондон, где, как сообщает В. П. Желиховская, «приобретя известность своим музыкальным талантом, … была членом филармонического общества». Здесь же, в Лондоне, как утверждала сама Елена Петровна, она в очередной раз встретилась со своим Учителем. После этой встречи она направляется в Нью-Йорк. Там возобновляет знакомство с А. Росоном. Из Нью-Йорка Е. П. Блаватская отправилась «сначала в Чикаго,… а потом — на Дальний Запад и через Скалистые горы с караванами переселенцев, пока наконец не остановилась на некоторое время в Сан-Франциско», откуда в 1855 или 1856 году отплыла через Тихий океан на Дальний Восток. Через Японию и Сингапур достигла Калькутты.
Воспоминания Е. П. Блаватской о пребывании в Индии в 1856 году были опубликованы в книге «Из пещер и дебрей Индостана», в написании которой Блаватская проявила крупный литературный талант. Книга составлена из очерков, написанных ею в период с 1879 по 1886 год под псевдонимом «Радда-Бай» и впервые появившихся в российской газете «Московские ведомости», редактором которой был известный публицист М. Н. Катков. Статьи вызвали большой интерес у читающей публики, поэтому М. Н. Катков переиздал их в приложении к Русскому вестнику, а потом опубликовал новые письма, написанные специально для этого журнала. В 1892 году книга была частично, а в 1975 году полностью переведена на английский язык.
Из Индии через Кашмир Е. П. Блаватская попыталась во второй раз попасть в Тибет, но незадолго до восстания сипаев, в 1857 году получила указания от своего Учителя и на голландском судне отплыла из Мадраса на Яву. Затем она вернулась в Европу.
После Е. П. Блаватская провела несколько месяцев во Франции и Германии, а затем направилась в Псков к родственникам, куда прибыла в рождественскую ночь конца 1858 года. Блаватская возвратилась из своих странствий «человеком, одаренным исключительными свойствами и силами, поражавшими всех ее окружающих». В России Е. П. Блаватская устраивала спиритические сеансы.
В мае 1859 года семья переехала в село Ругодево Новоржеского уезда, где Е. П. Блаватская прожила почти год. Пребывание Блаватской в Ругодево закончилось её сильной болезнью, оправившись же от болезни, весной 1860 года она вместе с сестрой отправилась на Кавказ в гости к деду и бабушке.
Как сообщает В. П. Желиховская, по дороге на Кавказ, в Задонске Е. П. Блаватская встречалась с бывшим экзархом Грузии Исидором, впоследствии ставшим митрополитом Киевским, а затем Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским, от которого получила благословение.
Из России Е. П. Блаватская снова отправилась в путешествие. Хотя дальнейший маршрут достоверно установить не удаётся, но кроме Персии, Сирии, Ливана и Иерусалима, по всей вероятности, не раз побывала в Египте, Греции и Италии.
В 1867 году она несколько месяцев путешествует по Венгрии и Балканам, посетила Венецию, Флоренцию и Ментан.Переодетая в мужчину, 3 ноября 1867 года она участвовала в битве при Ментане на стороне гарибальдийцев. Её левая рука была дважды перебита в бою ударами сабли, кроме того, она получила два тяжелых пулевых ранения в правое плечо и в ногу. Сначала её сочли убитой, но впоследствии подобрали на поле боя.
В начале 1868 года, оправившись от ранений, Е. П. Блаватская прибыла во Флоренцию. Затем отправилась через Северную Италию и Балканы, а оттуда в Константинополь и далее в Индию и Тибет.
Позже, отвечая на вопрос, зачем она поехала в Тибет, Е. П. Блаватская отмечала:
«Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, „что таятся в каждой человеческой душе“; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и — где никогда не проливают кровь животных».
По свидетельству биографов, её путь пролегал в монастырь Ташилунпо (рядом с Шигадзе). В книге «Голос Безмолвия», изданной по просьбе Панчен-ламы IX в 1927 году Китайским обществом исследования буддизма в Пекине, отмечалось, что Е. П. Блаватская несколько лет обучалась в Ташилунпо и хорошо знала Панчен-ламу VIII Tenpai Wangchuk.
Последний период своего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская, как отмечают биографы, провела в доме своего Учителя К. Х. и с его помощью получила доступ в несколько ламаистских монастырей, которые ранее никогда не посещал европеец. В письме от 2 октября 1881 года она сообщала М. Холлис-Биллинг, что дом Учителя К. Х. «находится в области гор Каракорума, за Ладаком, который в Малом Тибете и относится сейчас к Кашмиру. Это большое деревянное здание в китайском стиле, похожее на пагоду, расположенное между озером и красивой горой».
Исследователи считают, что именно во время этого пребывания в Тибете Е. П. Блаватская начала изучать тексты, вошедшие в «Голос Безмолвия».
После почти трехлетнего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская отправилась в путешествие по Ближнему Востоку. Была на Кипре и в Греции.
В 1871 году во время путешествия из порта Пирей в Египет на пароходе «Эвномия» произошёл взрыв порохового погреба, и корабль был разрушен. 30 пассажиров погибли. Е. П. Блаватская избежала ранения, но осталась без багажа и денег.
В 1871 году Блаватская прибыла в Каир, где организовала Спиритическое общество (Societe Spirite) для исследования и изучения психических явлений. Вскоре общество оказалось в центре финансового скандала и было распущено.
После отъезда из Каира Блаватская через Сирию, Палестину и Константинополь в июле 1872 года добирается до Одессы и проводит там девять месяцев.
С. Ю. Витте вспоминает, что Блаватская, «поселившись в Одессе… сначала открывает магазин и фабрику чернил, а потом цветочный магазин (магазин искусственных цветов). В это время она довольно часто заходила к моей матери… Когда я познакомился ближе с ней, то был поражён её громаднейшим талантом всё схватывать самым быстрым образом… многократно, на моих глазах, она писала длиннейшие письма стихами своим знакомым и родным… В сущности она была очень незлобливым, добрым человеком. Она обладала такими громаднейшими голубыми глазами, каких я никогда в жизни ни у кого не видел».
Из Одессы в апреле 1873 года Е. П. Блаватская направилась в Бухарест навестить свою подругу, а затем в Париж, где остановилась у своего двоюродного брата Николая Гана.
В 1873 году Е. П. Блаватская уезжает в Париж, затем в США, где знакомится с полковником Генри Стил Олкоттом, который в 1875 году вместе с ней стал одним из создателей Теософского общества.
3 апреля 1875 года оформила номинальный брак с Майклом Бетанелли (Michael C. Betanelly) в Нью-Йорке, с которым разошлась через несколько месяцев. 8 июля 1878 года она приняла американское гражданство.
В феврале 1879 года Блаватская и Олькотт отбыли в Бомбей, в Индию. В 1882 году ими была создана штаб-квартира Теософского общества в Адьяре, неподалёку от Мадраса.
Теософское общество в Индии собрало достаточно большое число последователей.
С 1879 по 1888 год Блаватская также была редактором журнала «Теософ» (англ. The Theosophist).
Вскоре после обвинения в мошенничестве в 1885 году покинула Индию вследствие ухудшившегося здоровья. Некоторое время после этого она жила в Германии, Бельгии, пока не переехала в Лондон, где занялась написанием книг. В этот период были написаны работы «Голос безмолвия» (1889) и «Тайная доктрина» (1888), «Ключ к теософии» (1889). Умерла 8 мая 1891 года, переболев гриппом. Прах её был сожжён, а пепел разделён между тремя центрами теософского движения: Лондон, Нью-Йорк и Адьяр (близ Мадраса). День смерти Е. П. Блаватской отмечается её последователями под именем «дня белого лотоса».
«Учение Блаватской «Тайная Доктрина» — попытка синтеза достижений философско-религиозной мысли человечества: анализируя египетские, халдейские, индуистские, христианские, зороастрийские, гностические, буддистские и другие священные первоисточники, Блаватская указывает на единую сущность всех религий и философий, стремится объединить их стройной мировоззренческой системой, названной Тайной Доктриной. Рассматривая в каждой религии эзотерическую (тайную) и экзотерическую (внешнюю) части, Блаватская рассматривала их скрытую сторону, стремясь очистить её от социально-исторической оболочки, наслоений догматики и искажений времени».
Также, «учение Блаватской — теософия — ставило целью доказать, что Природа не есть „случайное сочетание атомов“, и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; показать, что скрытая сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип — Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворенной. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины».
По утверждениям Е. П. Блаватской, среди её учителей были Махатмы Мория, Кут Хуми и Джул Кул.
Одной из спорных и противоречивых в наше время идей в творчестве Блаватской является концепция об эволюционном цикле рас, часть которой изложена во втором томе «Тайной доктрины».
Некоторые исследователи указывают на наличие в работах Блаватской (в частности, в «Тайной доктрине») так называемых «расовых теорий» (о существовании высших и низших рас).
Е. П. Блаватскую также обвиняли в плагиате. Так, спиритуалист Уильям Коулмэн, автор ряда критических статей о Е. П. Блаватской и теософии, появлявшихся в разных спиритуалистических журналах, заявил о наличии в книге Блаватской («Разоблачённая Изида») более 2000 отрывков, которые были заимствованы из 100 книг, подавляющее большинство которых было заимствовано из оккультных работ XIX столетия.
С другой стороны, на Украине в Днепропетровске с 2004 года начал работу государственный «Музейный центр Е. П. Блаватской и ее семьи», который ставит своей задачей «возвращение имени Е. П. Блаватской в контекст национальной науки, культуры, общественной мысли», а также «активное участие в международной работе с целью научного осмысления трудов, общественного осознания значения наследия Е. П. Блаватской, его созидательного, духовно-объединительного потенциала».
Теософию Е. П. Блаватской оценивают как крупнейшее философское современное направление Запада, а жизнь и творчество Елены Петровны — как занимающие совершенно особое место в истории философии.
Е. П. Блаватскую называют «выдающимся мыслителем, заложившим первые камни в здание нового мышления, разработавшим основы космогенезиса и антропогенезиса», а её творчество сравнивают с творчеством русских философов, утверждая, что она стояла у истоков русского космизма.
Позиции Елены Петровны Блаватской отразилась в теориях русских космистов, были близки русскому авангарду в философии и искусстве. Согласно «Новейшему философскуму словарю», «ее жизненный подвиг и вклад в мировую культуру высоко оценили Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Николай Рерих».
Музейный центр Е. П. Блаватской и ее семьи в Днепропетровске
В Днепропетровске на базе государственного Днепропетровского исторического музея имени Д. И. Яворницкого в старинной городской дворянской усадьбе создается Музейный центр Е. П. Блаватской и её семьи. В 1815-1834 годах усадьба принадлежала государственному и общественному деятелю А. М. Фадееву и его жене ученому-природоведу Е. П. Долгорукой-Фадеевой. В этом доме выросли их дети: писательница Е. А. Ган, генерал и публицист Р. А. Фадеев, общественные деятели Е. А. и Н. А. Фадеевы. Здесь в 1831 году родилась их старшая внучка — исследователь, писатель, создатель Международного теософского общества Е. П. Блаватская, а также другие внуки Фадеевых: писательница В. П. Желиховская и государственный деятель, министр-реформатор С. Ю. Витте.
В 2005—2006 гг. в Доме Фадеевых выполнены комплексные историко-архитектурные исследования. Специалисты проводят научную и образовательную деятельность. Для общественности в рамках проекта «музей с нулевого цикла» устраиваются лекции и экскурсии.
Комментарии пользователей
|
|
|
|