Новости Днепропетровска и Украины на сайте www.prodnepr.dp.ua
[Дата размещения новости на сайте 2013-02-18 22:06:28]
"Сан" - японская классика на днепропетровской сцене
[ полный текст новости ]
Есть такие интересные пьесы, наподобие айсберга, когда на поверхности лишь часть, а все основное - внутри. Сюжета вроде и нет, но когда
начинаешь погружаться в материал, открывается очень многое.
Такова пьеса Дзюнъитиро Танидзаки “О-Куни и Го-Хэй”, героев которой
взяла на себя смелость оживить и перенести на современную сцену молодой днепропетровский режиссер Виктория Чернова.
Пьеса японского писателя и драматурга первой половины 20-го века Дзюнъитиро Танидзаки, о которой ничего не знает наш зритель, была выбрана и поставлена в конце 2012 года в Днепропетровском Доме искусств как некоммерческий
проект. Спектакль стал своеобразной антрепризой, когда актеры разных театров собираются вместе и делают совместный проект на нейтральной
территории. Третий премьерный спектакль «Сан» по пьесе “О-Куни и Го-Хэй” Дзюньитиро Танидзаки показал, что это очень интересный эксперимент, и
аншлаги тому подтверждение.
17 февраля в камерной уютной обстановке Днепропетровского арт-центра «Квартира» зрители смогли прикоснуться к версии японской драмы в совместном проекте театра
«Верим!» и Днепропетровского театра им. М.Горького.
Виктория Чернова, актриса Днепропетровского театра "Верим!", в своей дебютной режиссерской работе сумела раскрыть для зрителя пьесу Дзюнъитиро Танидзаки, которого называют "японским Чеховым", и сделать постановку максимально понятной, убирая все лишнее.
Пьеса написана для традиционного японского театра "Но", где все регламентировано: вступление, кульминация и финал, им соответствует исполнительская
манера. Режиссер Виктория Чернова и актеры, сыгравшие японских персонажей, не стремились воссоздать японский театр, а только слегка прикоснулись
к традициям театров "Но", "Кабуки", с его специфическим методом гримирования, "Театра Теней". Не стремились воссоздать и европейский театр с его
условностями.
"Мы пытались найти территорию между стилями. В идеале мы планировали сделать грим театра Кабуки - яркий, устрашающий. Но до такой степени
погружения в материал мы еще не дошли - наверное, чем глубже будем погружаться, тем больше будем отбеливать и гримировать лица" - сказала
Виктория Чернова в интервью интернет-порталу prodnepr.dp.ua. -
"Мы собираемся спектакль развивать вглубь, хочется продолжения, "второй серии". Спектакль должен "обрасти мясом", подробностями".
Путь спектакля был очень трудным. Помогла стипендия городского головы Днепропетровска Ивана Куличенко, которая и пошла на постановочный процесс.
Репетиции длились целый год.
Актеры Днепропетровского театра имени Горького Яков Ткаченко (Го-Хэй), заслуженная артистка Украины Людмила Воронина (О-Куни), актриса Днепропетровского театра русской драмы имени Горького и Евгений Звягин
(Тиманодзю) долго собирали материал для пьесы - смотрели японские фильмы, читали историю Японии.
Большую работу проделали хореограф (Елена Ряпулова) и художник-постановщик (Мария Ткаченко).
Художник Мария Ткаченко работала с японским материалом и раньше, занималась иллюстрациями японской поэзии, а для хореографа Елены Ряпуловой
японская хореография - это увлечение.
В пьесе много непонятного для европейца. Трудно понять психологию героев, не зная традиционной установки: благо для низшего (слуги) служить
опорой высшему (господину), как земля служит опорой небу.
Го-Хэй стремится быть верным слугой и выполнить свое назначение в этой жизни - доказать свою преданность убитому господину и госпоже О-Куни. Только так слуга
может чувствовать себя самураем (кстати, слово «самурай» происходит от глагола «самурау» – «служить»), это высшая награда. Го-Хэй хочет
отомстить, сразиться с врагом и выполнить свой долг, без него он не человек, ибо не может быть человеком тот, кто не выполнил свой долг.
Но, выполнив долг, он убивает человека, и сам при этом становится жертвой. Такое вот кармическое колесо.
Мода на все японское - кухню, дизайн, поэзию, единоборства - принесла в нашу жизнь и понимание многих японских слов. В пьесе все же много непонятных
слов и выражений, но заключительная мантра героев спектакля - «Наму Амида буцу» - "только обретя полную веру можно родиться в Чистой Земле" перекликается с христианским постулатом "каждому - по вере его".
Одноактный спектакль «Сан» по пьесе “О-Куни и Го-Хэй” Дзюньитиро Танидзаки оказался не только поэтически-красивым, но и познавательным. Открытие иной культуры, другой цивилизации через судьбы персонажей помогает узнать больше о себе и своем месте в мире.
Хорошо, что высокая мировая драматургия нашла свой путь на днепропетровскую сцену, ведь, по словам самого Танидзаки: подлинное искусство не может остаться безвестным, оно находит себе дорогу так же естественно, как вырастают деревья и травы, распускаются цветы…
Вернуться в каталог новостей Днепропетровска и Украины
|
|