Дніпро, фото Дніпра, новини Дніпра, фотостудія в Дніпрі, афіша Дніпра, виставки, робота в Дніпрі, освіта, транспорт в Дніпрі
ГоловнаНовиниАнонсиПублікаціїТеатральна афішаОсвітаПослугиЗдоров'яВідпочинок
ВиставкиОб'явиФотогалереяТранспортНовобудови

Афиша
Вистава Хто на світі найхитріший. Прем'єра!

Р.Куні. Вистава Шалена лікарня або Скелетик у шафці. Прем'єра!



Новостройки Днепропетровска. Архитектура. Недвижимость.
Каталог строительных компаний
Вернуться в раздел "Новостройки. Недвижимость. Каталог строительных компаний" >>>



Раздражающее мнение общественности


Нужно ли учитывать мнения жителей прилегающих территорий при планировании строительства новых объектов? Что важнее – права ста человек, живущих по соседству со строящимся торговым центром, или перспектива развития города? Оказывается, украинцы очень по-разному отвечают на эти вопросы. А ввиду серьезных пробелов в национальном законодательстве, эти разногласия в последнее время разрешаются на улицах.

Пикеты органов власти и местного самоуправления, блокирование строительных площадок и автотрасс, избиения протестующих «службой охраны» компаний-застройщиков – по большей части именно таков опыт участия украинской общественности в обсуждении проектов застройки территорий. Другие модели в наших реалиях являются, скорее, исключением из общего правила. Украинские чиновники и бизнесмены еще не научились скрывать своего удивления и раздражения в ответ на утверждения о том, что любой строительный проект должен быть одобрен громадой, проживающей в районе застройки. Но и мы сами нередко отдаем свой голос в пользу «развития инфраструктуры» - до того момента пока местом развития инфраструктуры не стал наш двор и выросшая в нем высотка вполовину не уменьшила уровень естественного освещения наших квартир.

В поисках «идеальной модели» мы попытались изучить опыт Польши, с которой нас объединяет и общая история и ментальность. Польские эксперты, с которыми нам удалось пообщаться, утверждают, что участие общественности в процессе градостротельства в населенных пунктах Польши является обязательным. Публичных консультаций с громадой требуют национальное законодательство и политика предоставления средств структурными фондами Евросоюза для развития территорий. Наиболее используемыми формами привлечения громады к обсуждению градостроительной документации (в т.ч. и генпланов) и строительства отдельных объектов в Республике Польша являются информирование и обсуждение с жителями проектов нормативных актов и планов застройки. Однако это не означает, что в Польше нет конфликтов в сфере градостроительства. По словам профессора Варшавского университета Богдана Яловецкого, жители всегда будут против любого строительства рядом с ними. Но нередко в Республике Польша экономические интересы берут верх, депутаты и чиновники дают разрешение на строительство и тогда неудовлетворенным жителям не остается ничего, кроме обращения в административный суд. Например, конфликт вокруг застройки жилой части Варшавы сетью торговых заведений (современный район столицы, носящий название «Аркадия») был разрешен через суд в пользу инвесторов, но ценой 2 миллионов злотых.
Чем раньше начат диалог с жителями, тем меньше вероятность углубления конфликта, публичных протестов, критичных для депутатов и должностных лиц публикаций в СМИ. «Чиновники боятся публичности и часто критические статьи в прессе являются одним из наиболее действенных способов повлиять на решения депутатов в Варшаве» - говорит Изабелла Край, журналистка известной газеты «Жиче Варшавы» ("Zycie Warszawy").
«С общественностью иногда трудно консультироваться, поскольку её представители не всегда дают компетентные рекомендации. Но это необходимо, потому что это наша обязанность в демократическом обществе» - подчеркнул в интервью представитель варшавского отдела по вопросам архитектуры Войцех Бартощук.

«После знакомства с особенностями привлечения граждан к формированию градостроительной политики в Варшаве, хочется на нашу почву реплицировать отдельные успешные модели» - поделилась впечатлениями от польского опыта руководитель Восточноукраинского центра общественных инициатив, координатор национальной коалиции «Внедрение прозрачных и свободных от коррупции механизмов застройки» Юлия Ращупкина. «Хотелось бы, чтобы украинские депутаты и чиновники видели в общественности не только «избирательную массу», а и полноценных субъектов решения вопросов местного значения – консультировались и прислушивались к мнению жителей. Тем более, что в сфере градостроительной деятельности для этого теперь есть прямое законодательное основание. И именно, действующий с 14 октября текущего года, Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касающиеся содействия строительству» гласит, что «общественному обсуждению подлежат разработанные и согласованные в установленном законодательством порядке проекты местных правил застройки и проекты градостроительной документации (генеральных планов населенных пунктов, детальных планов территорий, проекты застройки территорий, градостроительного обоснования размещения объектов градостроительства)».

А что же у нас? Начальник никопольского городского управления архитектуры Василий Повстюк считает что украинское общество еще не созрело для участия в согласованиях проектов застройки. Такое мнение он высказал на градостроительном совете с участием экспертов коалиции общественных организаций "Внедрение прозрачных и свободных от коррупции механизмов застройки". В то же время Василий Логвинович уверен, что процесс согласования с общественностью проектов застройки в Никополе проходит при четком соблюдении всех требований действующего законодательства: общественность загодя информируется о намерении инвестора построить объект в том или ином месте, проводятся общественные слушания, на которых громада может одобрить или блокировать застройку. Главный архитектор с нескрываемой горечью упомянул о 2 случаях, когда жители прилегающих домов "ветировали" строительство и город потерял перспективных инвесторов. Точку зрения г-на Повстюка можно понять - как начальник управления архитектуры он заинтересован в развитии инфраструктуры города и обеспокоен тем, что невысокая инвестиционная привлекательность Никополя не дает сбыться этим планам. Но даже это не может быть основанием для того, чтобы лишать громаду права знать и участвовать в принятии решений. Ведь зачастую - и сам Василий Повстюк это признает - возводимые объекты несут в себе угрозу старым постройкам.
Надо отметить, что никопольчане, с которыми нам удалось пообщаться, были гораздо более сдержаны в своих оценках. Они говорили, что зачастую они не имеют доступа не только к информации о планируемом строительстве, но даже уже после обнесения забором стройплощадки бывает сложно узнать, что же будет возведено на этом месте и кто проводит работы.

Впрочем, Никополь далек от того, чтобы претендовать на лидерство по нарушениям прав граждан в процессе застройки. Их количество возрастает пропорционально размеру и, соответственно, инвестиционной привлекательности города. Наиболее острые конфликты возникают в столице, где цены на недвижимость наиболее высоки и ради получения прибылей инвесторы вместе с коррумпированными чиновниками готовы зайти очень далеко. Нередки случаи угроз физической расправы в адрес наиболее активных членов громады, мобилизующих киевлян на протест. И, увы, нередко эти угрозы небезосновательны. В отличии от большинства украинских городов, Киев может похвастаться довольно совершенной нормативной базой – киевсоветом несколько лет назад были приняты несколько важных нормативных актов, регламентирующих процедуры землеотвода, подготовки проекта застройки и согласование его с общественностью. Но, как утверждают лидеры инициативных групп, противостоящих незаконной застройке, в большинстве случаев общественное обсуждение фальсифицируются. Не афишируя это событие среди жителей прилегающих территорий, инвестор проводит общественные слушания, на которых присутствуют граждане, не имеющие местной регистрации. Получая по 50 гривен за двадцатиминутное мероприятие, они единогласно голосуют за выгодные застройщикам решения. Активистам инициативы «Збережемо старий Київ!» уже удалось сорвать несколько подобных «слушаний».

Как видим, украинская модель согласования с общественностью строительной документации еще очень сильно и не в лучшую сторону отличается от польской. К сожалению, наши соотечественники еще не умеют использовать для защиты своих законных интересов правовые механизмы. И виноваты в этом не только изъяны судебной системы, в независимости которой есть много оснований сомневаться, но и апатия, страх и низкий уровень правовой культуры самих граждан. Разруха не в сортирах, а в головах – увы, по прошествии почти ста лет эти слова нашего гениального земляка так и не утратили свою актуальность.

Константин Реуцкий, пресc-координатор общественных организаций «Внедрение прозрачных и свободных от коррупции механизмов застройки».











Пропонуємо
Synevo 01


Курортно-гостиничный комплекс "Солнечная" Затока, Каролино-Бугаз, Одесская область

АНГЛИЙСКИЙ КЛУБ СЭМ в Днепропетровске

Письменные переводы

Безвиз. Биометрический паспорт. Проблемы












ГоловнаНовини ДніпраТеатральна афіша






З питань розміщення,
співробітництва та реклами звертайтесь:
e-mail: prodneprsite@gmail.com

Адміністрація сайту не несе відповідальності
за розміщену інформацію в розділах оголошень та форумі.